Компенсационный фонд — основа СРО
Компенсационный фонд СРО — база, на которой строится вся система саморегулируемых организаций. Так как в формировании компенсационного фонда партнерства принимают участие все члены СРО, он есть выражение субсидиарной ответственности всего коллектива за результаты работы каждого его члена.
Выход из СРО и перевод средств
Поскольку институт саморегулирования строительной отрасли существует в нашей стране еще не так давно, процесс его становления сопровождается порой ошибками и недочетами. Главное, вовремя их обнаружить и исправить. Формирование первых саморегулируемых организаций проходило поспешно, при вступлении в партнерство некоторые участники получали поблажки в выполнении определенных финансовых обязательств. Не все организации, получив статус члена СРО, спешили исправить свои нарушения, что затрудняло существование остальных членов партнерства.
На тот момент законы о саморегулировании не предполагали возможности выхода членов партнерства из СРО и перевода своей части компенсационного фонда в другую организацию. Это создавало определенные проблемы. Возможность выхода из партнерства, внесенная в закон о саморегулировании в результате последних правок, — это не только путь к достижению баланса в системе, но и способ регулирования конкуренции. Нововведения приведут к некоторому перераспределению финансов в среде саморегулируемых организаций, но, думается, что этот процесс пойдет им на пользу. Возможность перераспределения поможет освободить ряды партнерства от мошенников и любителей нечестных методов ведения борьбы.
Реформы — залог становления
Формирование системы саморегулирования тормозится и неопределенностью требований к саморегулируемым организациям со стороны Ростехнадзора. Возможность неоднозначной трактовки законов оставляет недобросовестным СРО возможность использования их по своему усмотрению. Характерным примером возможности неоднозначного толкования является перечень особо опасных видов работ. Выдача допуска к таким работам предполагает выполнение особых требований к нормам и порядку их проведения, уровню квалификации сотрудников. Недостаточность деталировки требований позволяет одним СРО предъявлять соискателям допуска к подобным работам чересчур жесткие требования, другим вообще отказывать в выдаче допуска.
Естественно, внесение изменений в законы негативно сказывается на работе саморегулируемых организаций. Однако в этой ситуации необходимо как можно быстрее обнаружить ошибки и их исправить. Чем оперативнее будут проведены реформы законодательства, тем скорее завершится становление института саморегулирования в России.